Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СМИРНОВ Василий Васильевич

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТЮРИН Олег Игоревич

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

20.10.2018, 12:24

«Красноярский рабочий» ждёт не дождётся реставрации

09.08.2018, 03:35
 
В Красноярске на фоне красавца Коммунального моста, запечатлённого на 10-рублёвой купюре, стоит забытый временем и власть имущими теплоход "Красноярский рабочий". Редакция газеты «Красноярский рабочий» не первый год выступает за его реставрацию и превращение в музей Арктики и Енисейского Севера.
 
И ЭТО ВСЁ О НЁМ
 
Он тоже красавец, надо только чуть-чуть прищурить глаза -- и увидишь этот флагман Енисейского пароходства тридцатых -- сороковых годов прошлого века, который был первооткрывателем Пясинских экспедиций по доставке грузов для начала строительства Норильского горно-металлургического комбината и города Норильска.
 
Транспортное обслуживание факторий на побережьях Карского моря и Енисейского залива обеспечивал тогда флот "Комсеверпути", в том числе и теплоход "Красноярский рабочий". А открытие речного пути на Туру, Байкит, Ванавару явилось основополагающим для включения в состав Красноярского края Таймырского и Эвенкийского округов.
 
Это он, "Красноярский рабочий", уходил в рейс в самые поздние сроки навигации, зачастую оставаясь в плёсе на случайную зимовку. Это он спускал караваны численностью до 20 и более барж общей протяжённостью до полутора километров.
 
Это он открывал новые места для отстоя флота, застигнутого ранним ледоставом: ныне там Подтёсовская, Павловская, Ермолаевская ремонтно-эксплуатационные базы. Это ему было оказано великое доверие наводить арки Коммунального моста в Красноярске, на фоне которых он сиротливо доживает свой век.
 
Это ему были оказаны честь и доверие привезти в Красноярск из Дудинки морской лихтер "Лодьма" с первой гидротурбиной для Красноярской ГЭС. Это с него ребята из детского речного пароходства -- уже более 40 лет -- начинают осваивать нелёгкую, но полную романтики профессию речника и моряка.
 
Судьба судна и жизнь человека схожи. Как и людям, судам тоже везёт или не везёт. Примеров тому немало. В какие только неприятные ситуации не попадали на грузо-пассажирском теплоходе "Академик Киренский" капитаны: посадки на мель, повреждение корпуса, арест и суд над экипажем за браконьерство. И, наконец, от незначительной пробоины он затонул на Нижней Тунгуске, с мачтами.
 
Похожая судьба постигла теплоход "Воскресенск". Едва ли не каждую навигацию он терпел аварии на Енисее. После его дооборудования под морское плавание на внешнем рейде Севастополя "Воскресенск" был выброшен штормом на каменную гряду, после чего восстановлению не подлежал.
 
В этом отношении у теплохода "Красноярский рабочий" счастливая судьба. С 1930 по 1977 год он не имел серьёзных повреждений, хотя работа в Карском море, выводка с Севера и расстановка флота на зимний отстой, постоянная работа на подъёме караванов в Казачинском пороге при замене им сначала туера "Ангара", а затем туера "Енисей" были не из лёгких.
 
В середине 1970-х годов, с приходом на Енисей более мощных, современных буксиров-толкачей ОТ-2000, теплоход "Красноярский рабочий" стал сдавать свои эксплуатационные позиции. Начал "слезиться" корпус клёпаной конструкции, труднее стало содержать главные двигатели -- дизели давно устаревшей конструкции фирмы "МАН".
 
Сложнее стало ремонтировать паровые лебёдку, шпиль, брашпиль, рулевую машину из-за отсутствия специалистов, которые ушли с флота вместе с пароходами. Нельзя было на судах этого класса ввести совмещение профессий, которое давало примерно 30 процентов повышения эффективности в работе.
 
Всё это не способствовало тому, чтобы в рабочем ядре флота Енисейского пароходства держать этот теплоход. Однако и не стало поводом для отправки "Красноярского рабочего" на слом, хотя были суда этой серии с не менее громкими именами -- "Владимир Ленин", "Михаил Калинин".
 
ТЕПЛОХОД И КАПИТАНЫ
 
В 1977 году "Красноярский рабочий" стал плавучей учебной базой Красноярского детского речного пароходства.
 
С тех пор в разное время на нём "несли вахту", являясь примером для будущих капитанов, механиков, электро- и радиомехаников, такие ветераны флота Енисейского пароходства, как Г. М. Угрюмов -- в прошлом капитан теплохода "Михаил Калинин", награждённый орденом Ленина; Н. Н. Балакин -- капитан дизель-электрохода "Рубинштейн", участник перегона судов на Енисей из США, Германии, Финляндии, капитан первого на Енисее водоизмещающего рефрижератора "Советская Сибирь", автор книги рассказов "О чём рассказывают старые пароходы"; Ф. Г. Сидоров -- капитан теплохода "В. Куйбышев"; Ю. Н. Вавилов -- капитан-наставник, и многие другие заслуженные ветераны Енисейского пароходства.
 
Не часто на своём борту "Красноярскому рабочему" приходилось принимать, особенно в 2000-е годы, таких высоких гостей. И тем более волнительно было для него "видеть" своего последнего капитана Алексея Николаевича Захарова и представителей комиссии, созданной специально для оценки технического состояния теплохода.
 
Кстати, его первым капитаном был М. Е. Лиханский, который за 92 года своей жизни многое повидал -- служил на царском флоте, был в Германии на приёмке "Красноярского рабочего", принимал участие в его перегоне на Енисей. Пясинские экспедиции, освоение притоков и открытие новых отстойных пунктов, буксировка большегрузных караванов -- всё было на долгом жизненном пути капитана и теплохода.
 
Затронули Михаила Елиферьевича и репрессии конца тридцатых годов прошлого века: более двух лет терпел он в застенках красноярской тюрьмы изощрённые допросы и пытки, но вышел оттуда оправданным. Как позже вспоминал капитан Лиханский, не доверили ему после этого капитанского мостика. Знать, из-за боязни шпионажа. И он ушёл начальником сплава в Енисейскую сплавную контору.
 
И только в середине пятидесятых Михаил Елиферьевич вернулся в пароходство капитаном-наставником. Был удостоен ордена Ленина. А теплоход, уже под командованием другого капитана, продолжал работать на передовых рубежах очередной пятилетки.
 
И вот -- встреча теплохода "Красноярский рабочий" со своим последним капитаном. А. Н. Захаров, поднявшись на борт по скрипучему трапу вместе с гостями, почувствовал ностальгию. За долгие годы после расставания оба они -- и капитан, и теплоход -- сильно изменились.
 
Широкая окладистая борода, как кудель на прялке, обветренное, сильно тронутое морщинами лицо, появившаяся сутулость и осторожность в движениях не могли скрыть могучей в те годы фигуры. Многое уже в прошлом.
 
Когда он, бывало, поднимался на капитанский мостик, под тяжестью его шагов слегка стонал трап. И снова итогом больших свершений капитана и теплохода было вручение ордена Ленина капитану.
 
СТЕНЫ ПОМНЯТ МНОГОЕ
 
Алексей Николаевич, оглядываясь по сторонам, замечал большие изменения на теплоходе. Но остались прежними буквы названия на борту и полубаке судна, отлитые из бронзы на заводах фирмы "Шихау".
 
Время пощадило их, даже в период, когда ничего святого не оставалось для искателей цветного лома. Здесь заслуга и тех, кто нёс вчера и несёт сегодня вахту на этом теплоходе.
 
По-прежнему крепко стоит рангоут, хотя такелажа поубавилось, и он обветшал. Вспомнил Алексей Николаевич, что на однотипном судне "Клим Ворошилов" (впоследствии "Михаил Калинин") капитан А. Н. Здоров на таких мачтах поднимал паруса на Енисее, ниже Подкаменной Тунгуски, и тем самым увеличивал скорость хода.
 
Во многих местах износилась и прогнила палуба. Места замены палубника резко выделяются. Но всё-таки мощно выглядят механизмы: шпиль, брашпиль, буксирная лебёдка.
 
Гости зашли в надстройку, где за все годы ничего конструктивно не менялось -- всё те же переборки, кубрики с двухъярусными койками, каюты комсостава, камбуз, кают-компания -- она же по совместительству красный уголок.
 
Помнят, наверное, стены кают-компании и сохранившаяся мебель 1930-х годов заседания штабов экспедиций, которые возглавлял К. А. Мецайк -- легендарная личность на Енисее. Бывали в этой кают-компании руководители Норильлага и Главного управления Северного морского пути, министры речного флота: СССР -- З. А. Шашков и РСФСР -- С. А. Кучкин.
 
Здесь проходили будни экипажа и проводились праздники. Помнят они И. М. Назарова, который около 35 лет возглавлял Енисейское пароходство, в том числе в самые трудные для страны годы, и благодаря которому в 1972 году пароходство было удостоено ордена Ленина.
 
А вот кладовые боцманского имущества -- гарманжа, шакши для хранения красок, цепные ящики и прочее, что позволяло боцману содержать теплоход в чистоте и порядке и с чем выходили на авралы: будь то оказание помощи в ликвидации аварии с экипажами других судов, или сколка льда во время обледенения, или формирование составов или по наведению чистоты перед приходом в конечный пункт.
 
Вот и каюта боцмана. Много в ней проживало людей, а один боцман так и умер на этой койке. Не пожелав оставить теплоход в сложнейшей обстановке осеннего замерзания Енисея, сказал капитану: "Оклемаюсь", но не выдержал.
 
Его именем был назван теплоход -- "Боцман Лайне". Наверное, это произошло впервые. По крайней мере, я не слышал ни в речных, ни в морских пароходствах ни до, ни после, чтобы кто-то из боцманов удостаивался такой чести. Наверное, было за что.
 
Вот и носовой трюм, где нетрудно было сделать выгородку для печатной машины Кости Лавренова -- печатника выездного пункта редакции газеты "Красноярский рабочий", в составе которого был ещё один сотрудник -- редактор и рабкор в одном лице -- Георгий Кублицкий, впоследствии известный публицист-международник, большой патриот города Красноярска, Красноярского края и Арктики.
 
Это было в 1936 году, когда происходила очередная Пясинская экспедиция, продолжалась эпоха челюскинцев, шло становление полярной авиации, открывались станции "Северный полюс", твёрдо становились на ноги Игарский порт, лесокомбинат и сам заполярный город Игарка.
 
"ПОСТАВЯТ ЛОКАТОР -- ЗАБЕРУТ ЯКОРЬ"
 
Между тем экскурсия, на которой встретились через много лет капитан и теплоход, продолжалась. Вот и святая святых теплохода -- машинно-котельное отделение. Пусто в нём. Всё, что могло пригодиться на других судах, было снято.
 
Сиротливо на фундаментах стоят два "МАНовских" дизеля, которые когда-то выдавали на гребные винты по 700 лошадиных сил. Поэтому суда этого типа были самыми мощными теплоходами того времени на речном флоте.
 
Сохранилось рабочее место вахтенного механика с пультом управления главными и вспомогательными механизмами, телефонной и прямой (через трубу) связью с капитанским мостиком и каютой механика. Здесь получали команду, а иногда -- просьбу с капитанского мостика: "Добавить обороты", когда уже исполнены были команды: "Полный!", "Самый полный!"
 
Наверняка помнят приборы помощника механика К. Ф. Селезнёва, который в первую Пясинскую экспедицию на этом теплоходе был участником митинга на Вальке -- по случаю благополучного прибытия.
 
Главными механиками "Красноярского рабочего" работали опытные, авторитетные специалисты пароходства. Символично, что последним из них был Н. В. Астафьев, двоюродный брат В. П. Астафьева -- писателя и гуманиста. Возможно, поэтому Виктор Петрович знал работу речников не понаслышке.
 
Поднялись члены комиссии на капитанский мостик, зашли в рулевую рубку, радиорубку, в каюты капитана, радиста. Заметно оживился Алексей Николаевич Захаров. Многое в его памяти пронеслось за это короткое время.
 
Вот планширь, по которому он определял, будет ли в предрассветное утро туман: если сухой -- не должно быть, если мокрый -- надо выбирать место для оборота. Ведь в начале 1960-х радиолокаторы только-только стали внедрять на речном флоте, но были они далеко не совершенными, и поначалу на них была слабая надежда.
 
Тогда было много разговоров по поводу установки на судах радиолокаторов. "Имейте в виду,-- не то шутили, не то и вправду предупреждали старые капитаны,-- кому поставят радиолокатор, у того заберут якорь". На вопросительные взгляды собеседников добавляли: "А чтобы шли без остановок". Поэтому больше верили намётке, магнитному компасу -- там, где они были. Как только видимость ухудшалась -- на бак отправляли намётчика.
 
Потом уже появились надёжные радиолокаторы, авторулевые, эхолоты, которые автоматически включаются при наступлении определённой глубины. А сегодня все водоизмещающие суда и буксиры-толкачи оборудованы спутниковыми системами постоянного слежения за курсом судна. Появились электронные лоцманские карты.
 
Здесь, на мостике, регулярно проводились разводы и инструктажи вахт, принимались решения о спасении терпящих бедствие судов в Казачинском пороге.
 
После осмотра теплохода "Красноярский рабочий" комиссия отметила: как и везде, время оставило здесь заметный след. Деревянная обстройка, использованные в судостроении материалы многолетней давности не подлежат восстановлению, всё требует реставрации современными материалами. Прочен только корпус судна, при умелом решении проблемы с заклёпками он прослужит ещё сотню лет.
 
СБУДЕТСЯ ЛИ МЕЧТА О МУЗЕЕ?
 
Тогда всё шло к тому, что давняя инициатива Красноярской региональной общественной организации "Клуб Енисейских капитанов" -- организовать на базе теплохода "Красноярский рабочий" музей Арктики и Енисейского Севера -- будет реализована.
 
Эта идея была широко поддержана редакцией газеты "Красноярский рабочий", Красноярским землячеством в Москве, общественностью края. Но не получилось: теплоход не захотел отдать для общего культурно-исторического дела Красноярский институт водного транспорта, на балансе которого судно находится.
 
Сегодня, когда не за горами 90-летние и 100-летние юбилеи важнейших событий освоения Заполярья и других районов Крайнего Севера нашего края речниками, полярниками, строителями, актуальность сохранения для истории теплохода "Красноярский рабочий" ещё более возрастает.
 
Ведь он -- живая история, яркий материальный символ первых пятилеток, начала строительства Норильского горно-металлургического комбината, города Норильска, многих других свершений, выведших Красноярский край в ряд самых мощных, развитых регионов страны. Будет крайне непростительным действом в глазах потомков, если мы не сохраним этот символ для истории.
 
Сбережённый, отреставрированный и выставленный в Красноярске для горожан и туристов пароход "Св. Николай" является символом дореволюционной истории нашего края. Теплоход "Красноярский рабочий" будет символом его индустриализации -- яркой страницы нашей истории.
 
Думается, за экспонатами, которые в нём можно выставить, дело не станет.
 
Иван БУЛАВА,
 
вице-президент КРОО "Клуб Енисейских капитанов", член Союза писателей России.
 
Красноярск.

 

Последние новости

С началом нового учебного года жители Вологодской области вернулись к обсуждению вопросов льготного школьного питания. Наши читатели жалуются, что дети-льготники отказываются есть не то, что остальные, либо получают еду, по качеству уступающую тому питанию, за которое платят в полном объеме. Как в разных районах Вологодчины решается эта проблема, «КС» разбирался обстоятельно.


Есть ли возможность сберечь стремительно ветшающие исторические объекты областной столицы? Как увеличить финансирование на реставрацию и капремонт старинных зданий, имеющих культурную ценность? Эти и многие другие вопросы обсудили специалисты в области охраны памятников на всероссийском съезде, прошедшем на минувшей неделе в Вологде.


23 сентября Вологодская область отметила день рождения: 81 год назад она была образована в нынешних границах. О том, как меняется и будет меняться наш регион, о любимых местах, о вологодском патриотизме мы поговорили с губернатором Олегом Кувшинниковым.


К 90-летнему юбилею Верховажского района местные власти планируют снести на Соборной площади райцентра памятник Ленину и соорудить на его месте фонтан.


Ежегодно в нашей области образуется 495 тысяч тонн твердых коммунальных отходов, и значительную долю в них составляет различного рода пластик. Если раньше опасный для экологии пластик отправлялся на полигоны вместе с остальным мусором, то теперь ситуация кардинально меняется. В Череповце и Вологде уже установлено несколько сотен контейнеров для раздельного сбора отходов из пластмассы.


Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета