Арс-Пресс
23.10.2019, 11:34

Настоящий военный. 110-летию со дня рождения легендарного генерала Петра Белика посвящается

 

Имя этого военачальника было увековечено на карте Читы только в 2000 году, через двадцать лет после его кончины. В память о генерале назвали широкий проспект, пробитый в 1970-е годы через деревянный район Кузнечных рядов, соединяющий Центральный и Железнодорожный районы города.

Между тем сегодня это уже мало кто помнит, своеобразным памятником этому человеку может стать практически вся современная военная инфраструктура региона — от военных городков до полигонов и аэродромов, построенная под его руководством и при непосредственном участии.

Речь идет о генерале армии Петре Алексеевиче Белике, дольше всех в истории командовавшем войсками Забайкальского военного округа — с 1966 по 1978 год. Осенью 2019 года исполняется 110 лет со дня рождения генерала. Как у любого человека, появившегося на свет до 1918 года, дат рождения у Белика две. По старому стилю, он родился 23 сентября 1909 года, по новому — 6 октября. Еще при жизни он снискал славу высочайшего профессионала в военном деле.

Родом из-под Киева

Петр Алексеевич Белик по национальности украинец. Родился он в семье крестьянина-бедняка в селе Жуковцы Киевской губернии. Сегодня это Обуховский район Киевской области Украины. Лишившись в 14 лет отца, юный Белик пошел батрачить. Было трудно, какое-то время парнишка откровенно бродяжничал и беспризорничал. В 1925 году он попадает в Киевскую детскую трудовую колонию — специализированное исправительное учреждение для малолетних правонарушителей, подобное той, о которой рассказывал в своей «Педагогической поэме» знаменитый педагог Антон Макаренко.

Здесь Белик научился писать и читать, овладел профессией слесаря и… познакомился со своей будущей женой Ириной Тимофеевной. Потом была недолгая работа на заводе. В 18 лет, как и положено всем сверстникам его поры, Петр Белик добровольно уходит в армию. Было это в сентябре 1927 года.

В 1930 году Белик оканчивает Киевскую пехотную школу, а поскольку офицер Красной армии не мог не состоять в партии, то в 1929 году будущего командира взвода принимают в ряды ВКП (б). Армейская служба быстро закрутила молодого офицера и понесла по гарнизонам необъятной Родины. Сначала он командовал стрелковым взводом, взводом кавалерийского эскадрона и взводом конной разведки в Уральском военном округе. Затем вновь был послан на учёбу — Московские бронетанковые курсы усовершенствования комсостава. Окончил их в 1932 году и тут же сменил лошадь на моторы, став командиром танкового взвода. С мая 1937 года — командир бронетанковой роты, а с декабря того же года — командир отдельного разведывательного танкового батальона в 7-й бронетанковой бригаде Красной армии, дислоцированной в Монголии.

Последней предвоенной должностью будущего командующего ЗабВО стала должность командира 8-го отдельного мотоциклетного полка Забайкальского военного округа. Полк стоял на станции Мирная и под командованием Белика очень быстро стал лучшей воинской частью округа.

В связи с общим нарастанием напряженности незадолго до начала Великой Отечественной войны забайкальских мотоциклистов перебрасывают на запад. Часть попадает в состав 20-го механизированного корпуса Западного особого военного округа — территория нынешней Белоруссии.

Мотоциклисты против авиации

Великую Отечественную войну Петр Белик прошел от первого и до последнего дня. Воевал на Западном, Юго-Западном и Брянском фронтах. Участвовал в обороне Щепетовки, Смоленском сражении и битве за Москву.

Однако самый известный эпизод с участием Белика произошел поздней осенью 1942 года на южном фланге советских войск и закончился присвоением ему звания Героя Советского Союза.

В ходе окружения немецкой группировки в Сталинграде, в состав советской 5-й танковой армии в прорыв обороны противника в первый же день советского наступления на Волге был введен отдельный мотоциклетный полк, которым всё еще командовал Петр Белик.

Боевая задача была простой и бесхитростной: «Уничтожать штабы, связь, обозы и подходящие резервы противника». Для ее выполнения мотоциклистов усилили ротой танков Т-34. Так начинался беспримерный по дерзости и героизму рейд по тылам врага. Удивительно, что эту историю до сих пор так никто не экранизировал. За восемь дней рейда — с 19 по 28 ноября 1942 года полк, будучи в полном отрыве от основных сил, уничтожил три полковых штаба румынских войск, разгромил несколько колонн вражеских войск, убив до 800 и взяв в плен более 1000 солдат и офицеров. Потрясают даже сухие цифры результата вылазки советских мотоциклистов.

Было уничтожено семь складов с боеприпасами и продовольствием, 247 автомашин, 470 повозок, 14 танков, 16 самоходных пушек, 15 противотанковых орудий. В довершение ко всему мотоциклисты Белика подорвали полотно железной дороги и линию связи на перегоне Сталинград — Лихая. В Обливском районе Ростовской области полк атаковал аэродром врага и уничтожил на нём девять самолетов Ю-88, на станции взорвано шесть вагонов с боеприпасами. Кроме того, полк освободил из плена 850 человек и сформировал из них восемь партизанских отрядов.

Что самое интересное, этот беспримерный рейд закончился со сравнительно скромными потерями. Они составили 26 человек и 3 мотоцикла. Подполковник Белик в рейде умело командовал полком, проявлял чудеса мужества и геройства. На девятые сутки полк соединился с наступавшими частями фронта. За этот рейд в феврале 1943 года Петру Белику было присвоено звание Героя Советского Союза.

Окончил с того же, чем начал

Своим мотоциклетным полком, успевшим получить статус гвардейского, Белик командовал до марта 1945 года. Правда, он ненадолго отлучался в Москву, где окончил краткосрочные курсы усовершенствования комсостава при Военной академии бронетанковых войск имени Сталина. В марте 1945-го он уже командир 2-й отдельной гвардейской танковой бригады, которая принимала самое активное участие в Восточно-Прусской наступательной операции, которую проводили войска 3-го Белорусского фронта.

После войны бригада была переформирована в танковый полк, и Белик оставлен его командиром. Таким образом, после войны он оказался в той же должности командира полка, в которой ее и начал. Мало того, он даже практически не вырос в звании. В то время, когда многие военные делали в Великую Отечественную войну головокружительную карьеру, наш герой летом 1941 года был подполковником, а в мае 45-го – полковником. Однако многие склонны считать это временным недоразумением. Поскольку грамотный и опытный командир уже успел снискать известность и заслуженно ходил в числе перспективных офицеров.

В бывших штабах Вермахта

Продвижение по служебной лестнице молодого полковника, а в 1945-м Белику только-только исполнилось 36 лет, началось после того, как в Европе окончательно стихли залпы Великой Отечественной и начался переход на мирные рельсы.

Послевоенная служба для Петра Белика началась во главе своего танкового полка. Он был включен в состав Особого военного округа и располагался в Кёнигбергской области, которая уже вошла в состав РСФСР, но именем Михаила Ивановича Калинина названа еще не была. К ноябрю победного 1945 года Белик стал заместителем командира механизированной дивизии в Прибалтийском округе, через год становится комдивом в другом соединении, где и получает генеральские погоны.

С ноября 1952 по октябрь 1953 года Петр Алексеевич учился в Москве на Высших академических курсах при Высшей военной академии имени Ворошилова, которая впоследствии станет Академией Генерального штаба. После ее окончания он поочередно командовал двумя соединениями Московского военного округа, в том числе будущей прославленной Таманской дивизией. Потом была должность комкора в Горьком и командующего 8-й танковой армией в Прикарпатском военном округе.

В мае 1960 года Петра Белика переводят штаб Группы советских войск в Германии на должность заместителя главкома ГВСГ. Там в тиши кабинетов небольшого городка Вюнсдорф, где до прихода советских военных квартировал штаб сухопутных войск Вермахта, наш герой прослужит до августа 1966 года. Именно тогда с должности первого заместителя Главнокомандующего ГСВГ Петра Белика срочно переведут за Байкал, где на фоне обострившихся отношений с Китаем срочно потребовался боевой и опытный командующий войсками Забайкальского военного округа. Было ему тогда неполных 57 лет, он носил погоны генерал-полковника и служил в армии почти 40 лет.

Курс на Читу

Самолет Белика садится на читинском аэродроме «Черемушки» в разгар крайне непростого времени. Отношения с тогдашним Китаем были на гране войны. На границе часто происходили вооруженные конфликты с раненными и убитыми, а количество мелких инцидентов ежегодно исчислялось тысячами. Необходимо было срочно укрепить войска ЗабВО и построить на его территории то, что называется военным языком «глубокоэшелонированными рубежами обороны на случай полномасштабной войны». И Белик работал.

Те, кто служил тогда в Забайкалье, в один голос говорят, что на рубеже 1960 — 1970-х годов команда Белика сотворила настоящее чудо. Из периферийного военного округа ЗабВО буквально за пару лет превратился в одно из самых многочисленных и боеготовых оперативно-стратегических объединений Сухопутных войск, соперничая по ряду показателей с Группой Советских войск в Германии. В составе округа оперативно развернули несколько полнокровных танковых и мотострелковых дивизий. Появилась даже новая 39-я общевойсковая армия, дислоцированная на территории дружеской Монголии.

Бывший собкор «Красной звезды» по ЗабВО Геннадий Кашуба вспоминал, как в 1969 году видел в одной из наших дивизий в пустыне Гоби только палатки и щиторазборные домики. Менее, чем через два года, на их месте уже стоял благоустроенный военный городок, где было все необходимое для нормальной жизни: школа, гарнизонный Дом офицеров, гостиница, бытовой комбинат, современные жилые дома. В полном размере были построены все объекты, необходимые для занятий боевой подготовкой.

«Учиться тому, что необходимо на войне»

Руководствуясь личным фронтовым опытом, Петр Алексеевич Белик неуклонно проводил в жизнь принцип: «учиться тому, что необходимо на войне». Он требовал в замысел каждого учения закладывать такие элементы, которые в максимальной степени способствовали бы развитию у командиров решительности, самостоятельности, инициативы, воли к победе, стремления бить врага не числом, а умением.

На одном двухстороннем дивизионном учении, где реально противостояли друг другу две полнокровные дивизии, разведенные более чем на 300 километров, Белик даже получил небольшую выволочку от представителя Генштаба. Московский генерал выразил свою неудовлетворенность: надо, мол, было хотя бы в общих чертях «расписать» поэтапные действия соединений до конца учения. Белик, почти целиком отдавший инициативу на откуп комдивам, жестко возразил проверяющему. В дальнейшем гость из Генштаба признал, что был неправ, и отказался от своей точки зрения. Все действительно получилось, как на войне.

В ходе другого учения — в 122-й мотострелковой дивизии на станции Даурия, которой командовал будущий министр обороны СССР Дмитрий Язов, Петр Белик очень оригинально похвалил за маскировку один из мотострелковых полков. На замаскированных позиции пехоты из вертолета командующего был сброшен вымпел со словом «Молодцы». В будущем, уже став министром и Маршалом Советского Союза, Дмитрий Тимофеевич Язов признается, что такого рода «подарки» от командующего очень воодушевляли офицеров и личный состав войск.

Мемориал имени Белика

Петр Алексеевич Белик, уже в Чите в 1969 году получивший звание генерала армии, был одним из инициаторов сооружения в Чите мемориала комплекса боевой и трудовой славы. Во многом благодаря ему комплекс был воздвигнут и открыт в канун 30-летия Победы в Великой Отечественной войне — 8 мая 1975 года. Местом расположения мемориала было выбрано междуречье нового и старого русла Читинки. Площадь земельного участка, который тогдашние городские власти выделили под стройку, хорошо известная — 116 тысяч 291 квадратный метр, или 11 с лишним гектаров.

Мало кто знает, что строительство мемориала не значилось ни в одном плане города и Читинской области. Однако стройка была поистине всенародной. На сооружении объекта трудились десятки тысяч человек. Это были воины округа, читинские строители, работники заводов, интеллигенция и студенты. По крупицам собирались средства и материалы, поставлялись механизмы, завозился дерн и саженцы. Вся работа, как свидетельствуют очевидцы, была выполнена безвозмездно.

По приказу Белика в частях и на базах хранения ЗабВО была объявлен поиск образцов военной техники периода Великой Отечественной войны. Нашли истребитель-штурмовик Ил-2, танк Т-34, самоходную артиллерийскую установку, легендарную «Катюшу» и даже морские мины. Как тогда говорили, нет у нас такого рода войск, где бы не несли службу жители Забайкалья.

Мало кто сегодня знает, что почетное право зажечь Вечный огонь Мемориала, который горит и поныне, было предоставлено именно Белику.

Люди говорят

И еще несколько штрихов к портрету командующего ЗабВО. Генерал-полковник в отставке Николай Лапыгин, бывший при Белике начальником штаба, в 2000-е годы в беседе с журналистами вспоминал, что Петр Алексеевич часто выезжал в детский дом имени Подгорбунского на улице Смоленской в Чите. Предварительно он посылал адъютанта в магазин за конфетами, а потом сам ехал к детям, с которыми проводил порой не один час. Этому же детскому дому он ежемесячно передавал те деньги, которые выделялись ему как депутату Верховного Совета СССР.

Один из порученцев Белика, который в 2009 году приезжал в Читу на торжества в честь 100-летия генерала, вспоминал, что в багажнике генеральской машины всегда хранился хороший рулон веревки и запас кольев. Колеся по забайкальской степи, командующий не чурался лично размечать территорию под строительство очередного военного объекта или городка.

В 1970-е годы, когда вершиной советской автомобильной иерархии была «Чайка», Белику принадлежал один из двух таких лимузинов, которые бегали по дорогам Читы. Вторая машина была у первого секретаря обкома КПСС Матафонова. Именно «Чайка» Белика в апреле 1978 года была задействована в кортеже Леонида Ильича Брежнева во время его короткого визита в Читу. Эта же машина, давно списанная из государственных гаражей, до середины 2000-х годов работала свадебным лимузином, катая молодоженов по улицам забайкальской столицы.

Последнюю историю в свое время рассказал бывший партийный глава Читинской области Михаил Иванович Матафонов. В 1970-х годах он вместе с Беликом записался на прием к Брежневу. Тема была очень серьезной — необходимо было решить вопрос с достройкой автодороги Чита — Иркутск. Леонид Ильич очень тепло встретил посланцев региона, где прошла его военная юность. Проговорили они в его цэковском кабинете очень долго, в финале Брежнев дал распоряжение выделить на достройку стратегически важной трассы деньги из лимитов Минобороны. Военное ведомство также должно было обеспечить стройку необходимым количеством техники и рабочих. Достраивали и вводили в строй дорогу, идущую от Читы в сторону Байкала, действительно советские инженерные войска.

Короткая служба в Москве

В начале 1979 года Петра Алексеевича перевели в Москву. Но военным инспектором — советником Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР он пробыл всего лишь полтора года. Сказалось тяжелое ранение, полученное в январе 1942-го. 12 июня 1980 года Петр Алексеевич скончался. Похоронен генерал на столичном Новодевичьем кладбище.

О профессиональных и личных качествах Петра Белика очень высоко отзывались многие советские военачальники. К числу его учеников можно отнести министра обороны СССР маршала Язова и главкома Сухопутных войск генерала армии Валентина Варенникова.

Подготовил Николай ХАРЬКОВ.

Использованы материалы газеты «Красная звезда» и портала «Подвиг народа».


Последние новости

Увидеть Абхазию и честно о ней рассказать всему миру – с такой целью в республику приехали члены Альянса руководителей региональных СМИ России. За несколько дней журналисты смогут сами ознакомиться с туристическим потенциалом курортов Абхазии, оценить уровень инфраструктуры, познакомиться с культурой и историей народа, чтобы потом поделиться впечатлениями со своими читателями.
Наверное, я все-таки не типичный турист. Еще в прошлое мое посещение Рицинского реликтового национального парка, меня больше всего заинтересовала дача Сталина. Сказав о ней, гид махнул рукой куда-то вдаль. Но как бы мы не приглядывались, обнаружить даже малейший намек на строение так и не удалось. Зеленая гладь озера взмывала ввысь уже зеленым склоном, и далее - все зеленое до самого неба. Трудно искать зеленую кошку в зеленой комнате. Подумалось, что так тщательно должны были прятать роскошные хоромы.
23.10.2019 22:05 /
Это бабуин Мюрей. Верней, памятник ему на территории Сухумского обезьяньего питомника. Мюрей был привезён из Африки. Там он, скорей всего, был обречен на отшельничество – именно этот путь он выбрал после того, как победил в свирепой борьбе другого претендента на лидерство. А в Сухуме он стал главой большого семейства. 346 детей было у него за положенный ему век.
23.10.2019 21:03 /
На этот раз поездка участников медиатура, организованного Альянсом руководителей региональных СМИ России, была в Подмосковье, а точнее в город Можайск. Если бы в каком из тестов прозвучал вопрос: какой же из городов есть Священный град для русских? - Можайск даже не возник бы для ответа. Предполагаю, у моих коллег-журналистов тоже. Но спустя несколько дней, покидая город районного статуса, совсем иначе виделось его историческое предназначение.
23.10.2019 20:58 /
23 октября – день рождения Галины Георгиевны Рубанковой, главного редактора «Костромской народной газеты» (г. Кострома, Костромская область).
23.10.2019 20:37 /
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета