Арс-Пресс

Адыгея (Республика Адыгея)

Красноярский край

Новгородская область

Чувашия (Чувашская Республика)

Тюменская область

Липецкая область

Владимирская область

Ярославская область

Смоленская область

Омская область

Московская область

Приморский край

Республика Татарстан

Воронежская область

Калужская область

Ростовская область

Липецкая область

Свердловская область

Вологодская область

Алтайский край

Калининградская область

Кабардино-Балкария (Кабардино-Балкарская Республика)

Белгородская область

Архангельская область

Забайкальский край

Удмуртия (Удмуртская Республика)

Коми (Республика Коми)

Тыва (Республика Тыва)

Мордовия (Республика Мордовия)

Саха (Республика Саха (Якутия))

Рязанская область

Самарская область

Сахалинская область

Республика Северная Осетия-Алания

Смоленская область

Амурская область

Республика Башкортостан

Ненецкий автономный округ

Томская область

Камчатский край

Адыгея (Республика Адыгея)

Алтай (Республика Алтай)

Астраханская область

Брянская область

Бурятия (Республика Бурятия)

Волгоградская область

Дагестан (Республика Дагестан)

Еврейская автономная область

Ивановская область

Ингушетия (Республика Ингушетия)

Иркутская область

Калмыкия (Республика Калмыкия)

Карачаево-Черкесская Республика

Карелия (Республика Карелия)

Кемеровская область

Кировская область

Костромская область

Краснодарский край (Кубань)

Крым (Республика Крым)

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Марий Эл (Республика Марий Эл)

Мурманская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Новосибирская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Псковская область

Санкт-Петербург

Саратовская область

Севастополь

Ставропольский край

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия (Республика Хакасия)

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Челябинская область

Чечня (Чеченская Республика)

Чукотка (Чукотский автономный округ)

Магаданская область

Ямало-Ненецкий автономный округ

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

18.07.2019, 00:17

А книги где?

 

В Красную книгу народов России занесено 18 дагестанских языков: агульский, андийский, арчинский, ахвахский, багвалинский, бежтинский, ботлихский, гинухский, годоберинский, гунзибский, кайтагский, каратинский, кубачинский, рутульский, тиндинский, хваршинский, цахурский, цезский.

Положение, по словам экспертов, критическое. А по данным социолингвистических исследований, многие городские школьники совершенно не знают родного языка, а если и владеют им, то слабо. К примеру, лишь 18% махачкалинских учащихся указали, что родным языком владеют свободно. Часть из них ответили, что в изучении языка им больше помогает общение с родными, товарищами, нежели уроки родных языков в школе. А как здесь винить детей, если учителя и сами не владеют методиками преподавания родных языков? Разумеется, не все, но…

В историю Махачкалинского лицея №3 прочно вошло имя Загры Камиловой. Еще бы! Родному языку и литературе она обу­чала детей более 40 лет. Учила на совесть, с душой. Мы, ее бывшие ученики, хорошо помним, чем было чревато игнорирование уроков родного языка. Оправдаться можно было только сильным недомоганием и температурой под 40 градусов. Случайных прогульщиков выискивали всей группой: в столовой, в компьютерных клубах, в школьном саду, дома. Доставка «дезертира» в школу следовала незамедлительно.

Осмелиться прийти на урок с невыученным стихотворением  на родном языке могли только самые отчаянные ученики, или новички. Весьма опрометчивый поступок был чреват долгим сидением в классе за учебником до тех пор, пока Загра Магомедовна не исправит «два» на «пять». А по традиции, введенной педагогом, ни одно школьное мероприятие не проходило без хорового исполнения песен на родном языке. Регулярными были и походы в национальный театр.

Наша учительница считала, что уроки родного языка важнее физики, химии, литературы и даже математики. Равнодушие воспринималось как личная обида, мы это знали и старались ее не подводить. У Загры Магомедовны всегда был 1000 и 1 способ сделать урок интересным. В итоге каждый из нас, даже полный незнайка, школу покинул с крепким багажом знаний родного языка.

Скажи на родном «мама»

А сегодня о равнодушном отношении к родным языкам свидетельствуют в том числе и невысокие тиражи газет на национальных языках, и низкая посещаемость национальных театров. Закономерно, что на высоком уровне вновь заговорили о проблеме подготовки специалистов по родным языкам. Сегодня в школах республики преподают аварский, даргинский, кумыкский, лезгинский, лакский, табасаранский, рутульский, агульский, цахурский, ногайский, азербайджанский, чеченский языки. На этих языках издаются учебники, учебно-методические пособия, художественная литература, республиканские журналы и газеты, ведутся теле- и радиопередачи, работают национальные театры.

В Комитете Народного Собрания Дагестана по образованию, науке, культуре, делам молодежи, спорту и туризму уверены, что центральное место в системе этнокультурного образования в республике должны занимать именно родные языки, которые играют решающую роль в духовно-нравственном формировании подрастающего поколения. Вместе с тем преподавание родных языков и других предметов этнокультурного образования нуждается в существенном улучшении. К тому же, многие учителя родных языков, особенно городских школ, не владеют в должной мере методикой обучения этому предмету, не обеспечивают развитие навыков речи, грамотного письма. В серьезном улучшении нуждается и качество подготовки выпускников филологических факультетов вузов и педколледжей республики.

В Комитете НС РД обсудили состояние и проблемы совершенствования этнокультурного образования в республике. Отмечалось отсутствие стимулирующих факторов изучения родного языка и родной литературы учащимися. В число образовательных программ ФГОС не включены компетенции по родным языкам и литературе с обязательной государственной итоговой аттестацией и выставлением оценок. В критериях оценки результативности образовательных организаций не учитываются результаты работы по обучению родным языкам, не проводятся мониторинги при аттестации школ.

Руководители образовательных организаций относятся к данным предметам без надлежащей ответственности, отчего отмечается низкий уровень знаний у школьников.

Помимо уроков родного языка и литературы, в этнокультурный компонент входят и такие дисциплины: дагестанская литература, история и география Дагестана, культура и традиции народов Дагестана, музыка и ИЗО. В учебных планах большинства школ республики на 2018–2019 учебный год сокращено общее количество часов, отводимых на изучение родных языков. А в некоторых и вовсе полностью исключены некоторые предметы этнокультурного образования.

Есть, однако, руководители школ и органов управления образования, считающие родные языки и другие предметы этнокультурного образования второстепенными, изучение которых никого ни к чему не обязывает. Даже в сельских школах известны случаи незаконного освобождения учащихся от изучения родных языков. А выпускникам выдают аттестат без оценок по предметам этнокультурного образования. Фактически выдается документ об образовании без выполненного или недостаточно выполненного учебного плана среднего общего образования, что противоречит части 7 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

И еще один нерешенный вопрос

Что касается учебников, то, по словам заместителя председателя Комитета НС РД по образованию, науке, культуре, делам молодежи, спорту и туризму Гамидулаха Магомедова, с 2015 по 2018 годы в республике не издано ни одного учебника, учебного пособия по родным языкам и по другим предметам этнокультурного образования. Поступившие в текущем году в городские и сельские школы те же самые учебные пособия не соответствуют образовательным программам и нуждаются в серьёзной экспертной оценке специалистов; особенно это касается учебных пособий по лезгинскому языку. И все еще каждый 4-й учащийся городских школ не охвачен изучением родных языков, а в некоторых образовательных организациях обучение прекращается уже после начальных классов, хотя закон требует изучения родных языков на всех этапах обучения. И как результат этого из года в год в республике увеличивается количество людей, не владеющих своим родным языком, оторванных от корней, равнодушных к обычаям, традициям и культуре не только своего народа, но и Дагестана в целом.

Не решается вопрос обеспечения учебниками, учебными пособиями по родным языкам и литературам наших соотечественников, проживающих за пределами республики и России.

В Комитете заключили, что министерства и ведомства, образовательные организации и научные учреждения, творческие союзы республики не уделяют должного внимания вопросам изучения и сохранения языков, не в полной мере реализуют функции пропаганды родных языков среди населения через СМИ, радио, телевидение. Школьные библиотеки слабо укомплектованы художественной и справочной литературой на языках народов Дагестана, а в дошкольных образовательных организациях и вовсе о языках позабыли.

В целях совершенствования этнокультурного образования в республике Комитет рекомендует Министерству образования и науки РД, Министерству по национальной политике и делам религий РД, Министерству культуры РД, ректорам вузов, главам муниципальных образований обеспечить выполнение Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Закона РД «Об образовании в Республике Дагестан», указов Президента Российской Федерации и Главы Республики Дагестан и других директивных документов об образовании, о государственных гарантиях предоставления общедоступного и бесплатного образования каждому гражданину России, обратив при этом особое внимание на организацию этнокультурного образования.

Забота о культуре речи, сохранении языка — всенародное дело. Это наше наследие, наше богатство, наше достояние. Что может быть ближе и дороже, чем язык твоих предков, завещанный тебе и будущим поколениям?

 

Последние новости

Главное, что услышала Наталья Михальченкова, член АРС-ПРЕСС, работая в рамках совместного с МИД РФ проекта «Рядом с министром» на неформальной министерской встрече ОБСЕ в Словакии.


18.07.2019 21:06 /
Дом художников в Рыбинске – это второе имя воссозданной тридцать лет назад усадьбы купца Гордеева. Снаружи он повторяет шедевр деревянного зодчества начала прошлого века, а внутри это современное кирпичное жилище с квартирами на шесть семей со всеми коммунальными удобствами. Для Рыбинска это первый пример подобной реконструкции исторического здания.


18.07.2019 20:59 /
Широкие, по-русски могучие ели скрывают «единичку» - колонию строгого режима – не хуже забора и железных дверей. Вдоль «мирного» выхода - цветники, а за периметром - жизнь со своим распорядком, мечтами и ценностями, в том числе духовными, как бы ни удивительно для кого-то это прозвучало. К вере чаще всего люди приходят не в радости...


Киностудии представят ряд премьер к 75-й годовщине победы в Великой Отечественной войне.


В среду, 17 июля, в Омске после реконструкции открылся хирургический стационар Городской детской клинической больницы № 3 по адресу ул. Магистральная, 31. В ходе рабочей поездки оценить реконструкцию приехал губернатор Александр Бурков. Он обсудил рабочие вопросы с персоналом.


Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета