Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

22.09.2019, 01:33

Как однажды оказались в городе на Двине два советских писателя и поэт – не поморы, но точно причастные к Северу даровитости

 
Юрий Павлович Казаков – москвич, мастер советской художественной прозы и северный странник-доброволец. Евгений Александрович Евтушенко – поэт, публицист, драматург, кинорежиссёр. Виктор Викторович Конецкий – писатель, публицист, киносценарист, классик советской маринистики. Фото из архива Олега Химаныча

 
Год 1963. Север, Архангельск, лето - разгар навигации. Старинный город-порт в те времена без устали провожал корабли в Арктику. На одном из них - зверобойной шхуне «Моряна» в Карское море уходили два молодых московских литератора – Юрий Казаков и Евгений Евтушенко. А всего в нескольких километрах от их «Моряны», стоявшей у причала «холодильника», у острова Краснофлотский, ждал приказа поднять якоря и отправиться на Севморпуть перегонный караван судов знаменитой Наяновской экспедиции. В её большом и разношёрстном составе готовилась к рейсу и «самоходка» штурмана Виктора Конецкого - начинающего морского писателя, ленинградца. И между прочим, для него это были не первая остановка и пребывание в областном городе на Северной Двине. Хотя при этом Конецкий ещё не завязал личного знакомства ни с Казаковым, ни с Евтушенко…

Юрий Казаков (1927-1982)
Юрий Павлович Казаков сегодня известен не только как мастер русской словесности, но и как заядлый путешественник, странник, обошедший берега Белого моря - Летний, Конушинский, Абрамовский, Зимний…

Юрий Казаков родился в Москве в семье рабочего. С детства мечтая стать музыкантом, он окончил музыкальное училище имени Гнесиных по классу контрабаса, был принят в состав профессионального оркестра, но вскоре увлёкся литературным творчеством и поступил в Литературный институт имени Горького.

Окончив его в 1958-м, он со временем стал выдающимся мастером русского рассказа, автором удивительно музыкальных, точных по словесному рисунку и неповторимых по описаниям природы произведений. В одном из своих писем он писал: «Задумал я ни более ни менее, как возродить и оживить жанр русского рассказа». Сегодня же мы вправе говорить, что Юрий Казаков справился с этой нелёгкой задачей.

Особое отношение было у Юрия Казакова к Русскому Северу. Уже его ранние рассказы говорили о любви к нашему краю, о прекрасном знании поморов, их быта, языка. Примечательно, что и первый сборник рассказов Казакова «Манька» вышел в свет в 1958 году в Архангельске.

И город на Северной Двине никто до сих пор не описал лучше, чем Юрий Павлович. Именно он из всех литераторов понял и открыл, что у Архангельска есть не только своё лицо, но и душа…

«Можно свернуть с улицы Павлина Виноградова, пойти по любому переулку и через двести метров очутиться как бы в глубокой провинции и в прошлом веке. Деревянные тротуары, между досок лезет трава, возле ступенек крылец цветут одуванчики, заборы заваливаются внутрь и наружу. Дома – одноэтажные и двухэтажные, с высокими крышами, с наружными лестницами, напоминающими трапы; и в этих домах, в их фигурных башенках со шпилями, с петушками в их антресолях, в маленьких окошечках есть что-то милое, давно забытое, чуть ли не голландское. А во дворах трава, и колодцы, и старые ивы, и мостки, и сараи… Можно сидеть в белую ночь на таком дворике под ивой за врытым в землю старым столом, пить чай из самовара, лениво брать из вазочки прозрачный мёд, вздыхать, покуривать – и о внешней шумной жизни напоминать вам будут разве что гудки пароходов на реке да звук садящихся и взлетающих за Двиной самолётов…»

В 1961-м вышла книга очерков Юрия Казакова «Северный дневник», которая с годами пополнялась всё новыми историями путешествий писателя, героями которых были моряки и рыбаки нашей области. Жадный до впечатлений горожанин, москвич Юрий Казаков с интересом глядел на людей, живущих почти на окраине России: кто они – люди, живущие здесь, не знавшие крепостничества, но «стоящие на первичной стадии добывания хлеба насущного в поте лица своего», и насколько они свободны? И сам же  отвечал: если и зависимы, то лишь от природы: «Они и море, больше нет никого». А сравнивая их жизнь с городской, состоящей из толкотни, суеты и бесчисленных мелочных проблем, он снова задумывался: «Может быть, жизнь этих людей как раз и есть наиболее здоровая и общественно полезная жизнь?!»

Моему старому знакомцу – знаменитому архангельскому капитану Юрию Дмитриевичу Жукову довелось познакомиться с Казаковым во время рейса на каботажном пароходе «Юшар». Он впоследствии рассказывал: «Простой в общении, Юрий Павлович любил прислушиваться, расспрашивать. По-моему, у него был какой-то двойной слух…» Не потому ли в рассказах Казакова отсутствуют даже малейшие неточности и нет ни единой лишней фразы?

А годом раньше, в 1963-м, Казаков предпринял очередную поездку на Север. Причём в этот раз он взял с собой поэта Евгения Евтушенко, который впоследствии признал, что этой «творческой командировкой» в Архангельск и в Карское море Юрий Павлович спас его от ожидаемого гнева партийных чиновников из ЦК.

Евгений Евтушенко (1932-2017)
Евгений Александрович Евтушенко, один из выдающихся советских поэтов, драматург, публицист и кинорежиссёр, родился в семье Александра Гангнуса (по происхождению - прибалтийского немца) и Зинаиды Евтушенко (в 1944 году, по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поэта поменяла фамилию сына на свою девичью. - Прим. О.Х.).

Поэт Евтушенко начал печататься в 1949 году. С 1952 по 1957 год учился в Литературном институте имени Горького, но был исключён за «дисциплинарные взыскания». Тем не менее в 1952 году выходит его первая книга стихов «Разведчики грядущего», которую впоследствии автор оценил  как юношескую и незрелую. В 1952 году Евтушенко стал самым молодым членом Союза писателей СССР. В 1950-80-е годы, во времена по­этического бума, наряду с Беллой Ахмадулиной, Андреем Вознесенским, Булатом Окуджавой, Робертом Рождественским он приобретает особую популярность в числе литераторов так называемой хрущёвской оттепели.

Произведения Евгения Евтушенко в тот и последующий периоды отличала не только широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Поэт, который стремительно набирал популярность, иногда высказывал не только патриотические, но и, с точки зрения властных чиновников, диссидентские мысли, за что подвергался критике и обструкции. В упомянутое путешествие на Север, в край белых ночей, Евгений Евтушенко, напомним, отправился как раз в один из периодов, когда ему грозило разбирательство с партийными идеологами - по поводу напечатанной в марте 1963 года в Париже его «Автобиографии»…

А в предисловии к своему северному циклу стихов Евгений Евтушенко написал:

«Минувший творческий год был для меня годом серьёзных раздумий об ответственности писателя перед народом. А раздумья в четырёх стенах не всегда плодотворны… И снова с Юрием Казаковым мы приехали к вам, и вышли в море на зверобойной шхуне «Моряна», и пробыли там около двадцати дней. Мы оба счастливы, что познакомились с такими удивительными людьми, как зверобои Севера, и постараемся в меру наших сил отразить их труд в своих произведениях: я – в стихах, а Юра Казаков – в прозе».

Виктор Конецкий (1929-2002)
К слову, этот очерк я взялся писать в день, когда отмечалось 90-летие Виктора Викторовича, - 6 июня 2019 года… Советский писатель-маринист, киносценарист, публицист родился в Ленинграде в интеллигентной семье. Особую роль в воспитании сына имела его мать Любовь Дмитриевна, в молодости участница парижских сезонов труппы Дягилева. Детские и юношеские годы Конецкого связаны с Адмиралтейским каналом Ленинграда. В этом районе города он учился, увлекался рисованием, мечтал стать художником, надолго сохранив пристрастие к живописи. Начало войны застало его с матерью и братом на Украине, им удалось вернуться в Ленинград, но вскоре вокруг города сомкнулось кольцо блокады. В 1942-м Конецкие были эвакуированы во Фрунзе (Бишкек), потом в Омск, где и находились до осени 1944 года. В 1945 году Виктор Конецкий поступил в Ленинградское военно-морское подготовительное училище, а в 1948-м - на штурманский факультет Балтийского высшего военно-морского училища. С 1953 по 1955 год Конецкий служил на судах аварийно-спасательной службы Северного флота.

Впоследствии некоторые его наблюдения легли в основу повести «Путь к причалу» и одноимённого фильма. В 1955 году Виктор Конецкий демобилизовался и тогда же вступил в литобъединение при Ленинградском отделении Союза писателей СССР. Первый рассказ «В море» был опубликован в 1956 году, а ещё через год вышел и его первый сборник рассказов - «Сквозняк».

С 1964 года по восьмидесятые Виктор Конецкий совмещал литературную деятельность и штурманское ремесло в морском торговом флоте и прошёл здесь путь от четвёртого помощника капитана до капитана дальнего плавания.

Для меня же Виктор Викторович – особый, как принято говорить, знаковый автор. Начну с того, что Конецкий буквально ворвался в мою жизнь подростка сразу двумя фильмами – морской драмой «Путь к причалу» и комедией «Полосатый рейс». Сценарий того и другого принадлежит его перу (в первом случае Конецкий соавторствовал с Георгием Данелией, во втором – с Алексеем Каплером). О «Полосатом рейсе» много говорить не приходится – его на ура приняла вся страна и, если не ошибаюсь, смотрит с удовольствием до сих пор. 

История создания «Пути к причалу» сложнее. Может быть, потому, что Конецкий и Данелия, участвуя в киноэкспедиции на ледокольном судне «Леваневский», долгое время не могли найти той самой тональности повествования, которая в итоге сделала этот фильм предельно простым (без всякой зауми, на которую падки сегодня режиссёры) и честным. Впоследствии, в плаваниях по Севморпути, в том числе и среди морских спасателей, я не однажды поражался, насколько точны многие служебные и бытовые эпизоды, контексты и даже юмор происходящего на экране… И ночная тишь небольшого арктического порта, и уже разросшийся к началу шестидесятых Мурманск, и сугубо внутренняя жизнь экипажа «Колы», замкнутого в стальном корпусе корабля, да и великолепное актёрское звено во главе с Борисом Андреевым в роли боцмана Росомахи – всё в картине стреляет без промаха!  

И второе. У литератора Виктора Конецкого есть чему поучиться начинающим авторам – и краткости, и сжатому, но объёмному образу, и общедоступности специфического морского сленга. В этом плане мне, правда, более близки его ранние произведения, но это уже вопрос личных вкусов и пристрастий…

В зените северного лета
Архангельск с его белыми ночами необычен, ярок и неповторим, а колдовское свечение, которое природа разливает за полярным кругом, ещё более светоносно, прозрачно, продолжительно и способно вдохновить любого художника. Уж не потому ли из той, предшествующих и последующих поездок на Север все трое наших героев привозили знаменитые свои творения?

У Евгения Евтушенко в цикле стихов появятся полное тонкой печали «Белые ночи в Архангельске», пронзительное «Зачем ты так?» и шутейная «Баллада о выпивке», которую, как помню, в восьмидесятых знал наизусть всякий уважающий себя полярник. По одной из версий, эти вещи поэт по настоянию архангельских газетчиков отстучал на пишущей машинке в номере старой гостиницы «Двина», когда его товарищи по плаванию на «Моряне», вернувшись из рейса, восседали за праздничным столом в местном ресторане… В евтушенковской антологии северной поэзии ещё увидят свет знаменитые «По Печоре», «Катер связи», «Про Тыко Вылку»… 

У Юрия Казакова с тех же пор и поныне станет непревзойдённым местными архангельскими литераторами «Северный дневник» - широкая и поэтичная энциклопедия Поморья, изложенная завораживающим слогом.

Морской арктический странник Виктор Конецкий, однажды выйдя из Архангельска на очередной речной «самоходке», у которой «борт всего в ноготь толщиной», и одолев Севморпуть, напишет одну из самых правдивых, чистых и щемящих своих повестей – «Завтрашние заботы».

К тому же впоследствии сама жизнь упомянутых литераторов, побывавших в 1963-м в Архангельске, не только выведет их на высоты советской литературы, но и крепко свяжет человеческими узами. Евтушенко станет одним из персонажей казаковских «Северных дневников» («Отход») и рассказа «Белуха». А Евгений Евтушенко посвятит Юрию Казакову своё знаменитое «Долгие крики». Виктор Конецкий много лет будет дружен с Юрием Казаковым, литературоведам и читателям затем достанется целое собрание их частной переписки. И всё тот же Юрий Казаков «пригласит» Виктора Конецкого в герои своего знаменитого автобиографического рассказа «Проклятый Север»…

***
Что бы ни говорили сегодня о якобы вольном духе поморов, об их не знавшей крепостного права вольнице, Поморский Север никогда не был щедр на литераторов высокого уровня. А потому и удивительно, как практически в одно и то же время сошлись в Архангельске три свободных художника – Юрий Казаков, Евгений Евтушенко и Виктор Конецкий, вовсе не поморы, но определённо русские (советские) даровитости. Но по всему выходит, не случайно, не слепо, не просто так свела их судьба, а для того, чтобы создали они именно в широтах Русского Севера, в бескрайней Арктике яркие свои произведения.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк
(Карское море – Северодвинск)
"Вечерний Северодвинск", 25-2019
Заголовок в газете: "Вышли в море три творца…"
Фото

Последние новости

Старт работе форума дал губернатор Камчатского края. Перед официальным открытием мероприятия Владимир Илюхин осмотрел тематические площадки, работающие на площади перед Дворцом молодежи, и поговорил с юными активистами.
17 сентября на базе общественной организации «Тульский областной еврейский благотворительный Центр «ХАСДЭЙ НЕШАМА» открылся Дом для пожилых людей. Он построен для туляков, нуждающихся в особой заботе и квалифицированной помощи. Центр рассчитан на одновременное пребывание 30 человек.
Краевое Минприроды опровергает информацию о том, что на Алтай пришли медведи-погорельцы из Красноярского края. По данным ведомства, участившиеся встречи жителей региона с косолапыми хищниками связаны с тем, что у нас расплодились свои медведи.
Для 16-летних ребят из разных школ Якутска это не просто слова. И пусть юноши и девушки только начинают свою взрослую жизнь, но она уже наполнена смыслом. Минувшим летом шестеро подростков совершили восхождение на гору Афродита в Оймяконском районе.
Имя этого военачальника было увековечено на карте Читы только в 2000 году, через двадцать лет после его кончины. В память о генерале назвали широкий проспект, пробитый в 1970-е годы через деревянный район Кузнечных рядов, соединяющий Центральный и Железнодорожный районы города.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета