Арс-Пресс
19.10.2019, 11:00

Плюсы и минусы репетиторства

Несправедливо: почему ребенок в школе не получает того качества знаний, которое ему требуется? Кто в этом виноват? Об этом мы спрашиваем Ольгу Ройтблат, директора ТОГИРРО.

 

— Ольга Владимировна, что же такое современное репетиторство: неизбежность, осознанная нами необходимость или просто — блажь родителей?

— Попробуем разобраться на примере изучения иностранного языка. На первые уроки дети приходят с открытыми глазами, они с удовольствием подражают учителю. А через год интерес к предмету у них вдруг пропадает. Через два года у них в журнале сплошные двойки. Что делают родители? Дружно идут к репетиторам. Эта ситуация, во-первых, говорит о некачественном преподавании. У меня всегда было правило: одну двойку ты поставил ребенку, стимулируя его, а остальные — ставишь себе. Во-вторых, родители часто опережают события, им хочется тотчас добиться от своих детей блестящих результатов. Но может ли ребенок справиться с такой нагрузкой? Он полдня занимается в школе, а потом еще несколько часов с репетиторами. Перегружается. И хотелось бы разобраться — надо ли это ему?

— Репетиторов нанимают, в основном, для подготовки к EГЭ и ОГЭ?

— Чаще всего. Но недавно в Тюмени появился такой вид репетиторства, как подготовка к поступлению в физико-математическую школу. Да, натаскать ребенка к экзаменам можно, но учиться-то дальше ему. Справится ли он с программой повышенной сложности?

— Репетитор гарантирует результат своей работы?

— Репетитора выбирают ради индивидуальной работы. Да, ребенка на таком занятии выслушают, похвалят, но результат по предмету может оказаться минимальным. К репетиторству у всех потребительское отношение — у самого репетитора, у родителей, у ребенка. Почему? Сам репетитор ответственности за качество работы не несет. Родители считают, что деньги отдали и таким образом сняли с себя ответственность. Дети тоже, по сути, перекладывают на плечи репетитора то, что могли бы сделать сами. Интернет- пространство сегодня информационно насыщенное. Любой пробел в образовании можно восполнить самостоятельно. Но ребенку лень прикладывать усилия. Он заявляет: «Я репетитору заплатил 1000 рублей, пусть мне и объясняет. А если плохо объяснит — пойду к другому».

— Но в каких-то случаях репетиторство все-таки обоснованно?

— Например, если ребенок решил поступать в медицинский институт и понимает, что знаний по химии и биологии в рамках школьной программы ему может оказаться недостаточно. Тогда помощь репетитора необходима. Или, например, дети одаренные. Таких у нас много, каждый четвертый ребенок в нашей области участвуют в тех или иных олимпиадах или интеллектуальных конкурсах. И для подготовки к этим испытаниям ему необходимы более глубокие знания. С этими детьми занимаются наши сетевые педагоги, их 98. Такие дети сами мотивированы на дополнительные занятия.

Александр, Тарасов, Денис Моргунов

Ольга Ройтблат
Фото Дениса Моргунова
 

Но все-таки чаще обращаются к репетиторам не для того, чтобы сделать знания глубже, а для того, чтобы ликвидировать пробелы. Это стало массовым явлением. Случаи обращения к репетиторам очень часты.

— Как с этим явлением бороться, если оно развивается в геометрической прогрессии? И надо ли бороться?

— Спрос рождает предложение. Это аксиома. Но несомненный вред явления в том, что мы перегружаем детей. Eсли бы я как учитель знала, что мои дети массово ходят куда-то заниматься, то задала бы себе вопрос: «Что я делаю не так? Почему не могу дать детям такие знания, чтобы удовлетворить их потребности?»

Учитель должен работать индивидуально, должен видеть, знать каждого ребенка, выстраивать для него индивидуальную образовательную программу. И наши учителя могут это делать. Но делают не всегда. Со слов родителей, некоторым предметникам даже нравится, когда дети ходят заниматься к репетиторам. Ведь после этого они сдают экзамены на 90 и 100 баллов. Учитель от этих результатов только выигрывает.

— Не обесценивает ли репетиторство труд учителя?

— Основную часть работы все-таки берет на себя учитель на уроке. Он дает детям основной материал, проводит консультации. Заниматься со своими учениками за деньги он не может, но занимается с другими. Возникает вопрос: если ты за более короткое время успеваешь дать то, что в школе объясняешь целый год, то что тебе мешает эффективно работать на уроке?

Негативное влияние на развитие ситуации оказывает и недостаток информации у родителей. Не все знают, например, что в гимназии N 21 создан центр олимпиадной подготовки. Что в школах работают сетевые педагоги, которые готовят детей к экзаменам. Что есть консультации, на которых учителя занимаются со школьниками, чтобы восполнить пробелы в обучении. Кроме того, в каждой школе есть специальные курсы, где дают углубленные знания по предмету. Eсть и центры по работе с одаренными детьми, там вся работа проводится бесплатно. Но в школе, наверно, недостаточно разъясняют родителям, какие у них есть возможности.

— Значит, родители идут самым простым путем от недостатка информации?

— Мне кажется, да. От нехватки информации они выбирают репетиторство как хорошо знакомый им путь. Но на самом деле таких путей очень много. Родители просто откупаются от своей ответственности. Они думают, что, заплатив репетитору, решили все предстоящие проблемы.

Репетиторство стало большим теневым рынком. Редкий репетитор официально оформляет свою деятельность, берет патент, платит налоги… И я задаю им вопрос: «А вы уверены, что родитель потом не сообщит о вашей деятельности в компетентные органы? Зачем вам неприятности?»

На мой взгляд, главная причина репетиторства — недостаток индивидуальной работы с ребенком в школах. Вот на что каждому учителю надо обратить внимание. Грамотный учитель должен видеть и понимать ситуацию, в которой ребенку требуется помощь. И весь педагогический коллектив должен быть заинтересован в такой работе. Чтобы слова «научить всех и каждого» не были только лозунгом.

 

Последние новости

На форум приехали более 150 представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это участники молодежных организаций, которые сохраняют культуру, поддерживают традиции и самобытность коренных малочисленных народов и работают над улучшением их жизни.
Энвиль Касимов, главный редактор газеты «Удмуртская правда»: «195 лет назад, 16 и 17 октября (4 и 5 октября по старому стилю) 1824 года император Александр I прибыл на Ижевский оружейный завод. Его встретил двуглавый имперский орёл, расправивший крылья над заводской башней, и алебастровые российские орлы, рыцарские латы и символы победы над французами, украшающие фронтоны заводского Арсенала, хранилища ижевского оружия. Именно оно помогло российской армии за 12 лет до этого одержать победу над казавшимся всей Европе непобедимым Наполеоном».
«Тюменская область сегодня» разработала курс лекций для студентов ТюмГУ, обучающихся по направлению «Журналистика». Занятия в рамках проекта «Школа журналистики» начались 16 октября. Лекторами выступают сотрудники редакции «Тюменской области сегодня», среди которых известные писатели и журналисты Леонид Иванов и Сергей Козлов.
«Вы их сразу увидите, они самые-самые», — сказали мне у входа в зал студенты, демонстрируя плакат в поддержку полюбившихся им Андрея и Насти из Саратовской области. Остальные ребята тоже подготовили таблички, флаги и плакаты — на днях огромный Дом культуры Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова в Чебоксарах был полон активных болельщиков конкурса интеллекта, творчества и спорта «Мисс и мистер Студенчество России».
В Казани на площадке КРК «Пирамида» 14 октября состоялось XIII расширенное заседание Совета по предпринимательству при Президенте РТ. Мероприятие прошло под председательством Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета