Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КУЗОВА Ирина Юрьевна

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

НИКИШИНА Людмила Вилоровна

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СМИРНОВ Василий Васильевич

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТЮРИН Олег Игоревич

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ХАЮТ Леонид Александрович

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

27.06.2017, 10:00

Из когорты честных и смелых

В минувшем 2015 году наш народ отметил 70-летие Великой Победы над фашистскими захватчиками. В текущем году исполнилось 75 лет со дня начала Великой Отечественной войны. 

Широко отмечались священные даты и в Забайкалье. Не только в Чите, но и в районах была активизирована работа по обновлению баз «Книг памяти», изданы сборники воспоминаний. В библиотеках, школах, домах культуры проводились читательские конференции, встречи с участниками фронтовых действий и тружениками тыла, с воинами-интернационалистами, а также теми, кто сегодня несет службу по охране наших границ.

Снова возрос интерес к произведениям Александра Твардовского, Константина Симонова, Эммануила Казакевича, Василя Быкова, Владимира Богомолова, Олега Смирнова и других писателей, создавших художественную летопись Великой Отечественной войны.

Однако, а это заметили многие литераторы и читатели: организаторы конференций и пропагандисты  художественной литературы, и критики, и журналисты-обозреватели почему-то при нынешнем полном отсутствии цензуры, без какого-либо давления сверху в большинстве своем осторожно обходили молчанием произведения талантливых, заслуживающих внимание и уважение писателей, показывающих войну «изнутри», с другой, негероической стороны. К таким писателям относятся Василий Гроссман, Виктор Астафьев, Валентин Распутин и наш земляк Евгений Куренной, чей юбилей совпал с 75-летием начала Великой Отечественной войны, которую он встретил пятилетним ребенком.

Остановимся на произведениях писателя военной тематики повестях «Скирды горят», «Трофейная овчарка» и «Поезд на рассвете». Повесть «Скирды горят» 40-летнего, молодого по меркам того времени писателя, а средний возраст членов Союза писателей СССР тогда составлял 62–64 года, как сразу заметили читатели и критики, не вписывалась в монолитный ряд произведений, воспевающих героизм и отвагу советских людей в годы войны. Вышедшая в свет в Восточно-Сибирском книжном издательстве в 1968 году, она была в мягкой обложке, с непривычным для слуха и глаза сибирского читателя словом «скирды» в названии. Повесть скромно встала на книжные полки в тени «Сына полка», «Улицы младшего сына», «Повести о настоящем человеке», «Молодой гвардии» и других, широко рекламируемых и читаемых книг (заслуженно рекламируемых и читаемых) о великой войне и великом подвиге великого народа. В ведущей газете Читинской области «Забайкальский рабочий» на книгу Евгения Евстафьевича появилась довольно сдержанная рецензия в то время уже маститого забайкальского прозаика Василия Никонова и положительная аналитическая статья тоже известного, уважаемого литератора Григория Кобякова. На родине автора доброе слово о книге в газете «Комсомолец Донбасса» сказал талантливый поэт Владимир Демидов. Но книга заслуживала большего внимания.

Широкую читательскую аудиторию повесть «Скирды горят», как это часто бывает с книгами, имеющими право на долгую жизнь, чего подчас не могут предвидеть и сами авторы, обрела значительно позже. Всплеск внимания у читателей она вызвала в 1979 году, после выхода в свет новой повести писателя «Трофейная овчарка» и повести «Поезд на рассвете». В рецензиях Е. Цейтлина, И. Тимошевской, В. Рассадина, Т. Колесниковой, В Лобачева, А. Белого и других на эти произведения настоящего мастера слова, известного забайкальского, советского, российского писателя Евгения Куренного значительное место отведено повести «Скирды горят». И это закономерно, поскольку оба других произведения уже зрелого мастера из одного истока — времени, о котором он рассказал в «Скирдах». Почему же для того, чтобы повесть снова попала в разряд по-настоящему востребованных, обретших внимание читателей и критиков книг, потребовалось целое десятилетие? И почему сегодня мы имеем полное право называть Евгения Евстафьевича не только смелым и честным писателем, достойным стоять в одной когорте с Виктором Астафьевым, Валентином Распутиным, Михаилом Шолоховым и Василием Гроссманом и другими, но и писателем-провидцем, каковым и должен быть настоящий писатель.

Рассказать о нечеловеческих мучениях детей и женщин, оставленных на верную гибель на оккупированных врагом территориях в годы, когда мы все опьяненные победной эйфорией еще не до конца осмыслили трагизм победной войны, мог, еще раз повторю, только мужественный и неподкупный человек, умеющий видеть на много лет вперед.

Потребовалось почти три десятилетия нашей жизни — жизни государства, жизни нашего общества, жизни всех нас — бурной, взрывной, похожей на ледоломный ход весенней реки, чтобы другой честный и смелый забайкальский писатель, близкий друг и товарищ Евгения Куренного  Михаил Вишняков мог во всеуслышание в своей исследовательской статье «Поиск неутоленной любви», целиком посвященной творчеству Евгения Евстафьевича, по-вишняковски громогласно заявить: «Е. Куренной жестко и строго показал, как государство преступно бросило миллионы своих детей на произвол судьбы, истребление и вымирание. Об этом после выхода книги умолчали критики и литературоведы, этого не захотел заметить читатель, воспитанный на героическом пафосе, на опьянении победой…

… В «Скирдах горят» и написанном позже «Поезде на рассвете» (две повести создали сомкнутую систему одного произведения) автор нащупал основное трагическое противоречие войны — возможность выжить и победить, но не возможность обрести в этом народное счастье, правду и красоту, для которых рожден каждый человек. …  Е. Куренной — это совершенно сохранившийся человек из времени оккупации, жаждал выговориться языком памяти, призвать каждого из нас думать о другом, как о себе. Социально-эстетическая функция памяти дает нам понять: самым страшным для обычного человека в оккупации была не смерть от пули или голода, а «контузия страхом». Люди умирали духовно, продолжая по инерции свое физическое существование».

Конечно, Вишняков прав. Нет ничего страшнее для человека чувства одиночества, своей ненужности, беззащитности, всеобщей забытости. Писатель продолжает: «Может быть, потому и «Скирды горят» не читались так жадно, остро, захватывающе, не принесли писателю легкого оглушительного успеха, как иные романизированные опусы о кровавой бойне XX века».

Уже давным-давно и не только психологами замечено: радости и беды, пережитые в детстве, люди всю свою жизнь вспоминают снова и снова. Они, как родники в истоках рек, подпитывающие их своей чистотой и прохладой. Так они подпитывают нашу память, делают ее цельной, неразрывной, глубокой. Но в отличие от светлых родников, питающих реки, человеческая память часто, очень часто в начале своего пути бывает замутнена жестокостью, бессердечностью, преступными деяниями людей, готовых на все ради своих корыстных интересов, ради торжества своих зачастую несущих угрозу всему миру идеалов. И нам кажется, именно неутихающая, саднящая боль памяти о своем исковерканном войной детстве, стремление защитить детство наших детей и внуков от подобных недетских испытаний заставили замечательного, по-детски ранимого и мудрого писателя снова и снова возвращаться к теме, поднятой в повести «Скирды горят». А потому нельзя не согласиться с Вишняковым, увидевшим кровную связь с этой повестью последующих произведений Евгения Евстафьевича на военную тему.

Недавно, накануне юбилея Евгения Евстафьевича — нашего учителя, коллеги, друга, который край отмечает в эти дни, я вновь перечитал его повести, посвященные людским судьбам на Украине в тяжкие годы войны, и, можно сказать, еще раз удивился предвидению этого большого мастера и большого писателя современности.

1976 год. Только-только отпраздновано 30-летие победы над фашистскими захватчиками. Страна в расцвете и на подъеме экономики: кружатся над земным шаром наши спутники, звездные высоты штурмуют наши космонавты. В книгах, на сценах, киноэкранах воспеваются отвага и мужество, преданность партии, народу. И вот в № 3 небольшого регионального альманах «Сибирь», не обласканного вниманием столичных обозревателей, публикуется повесть читинского писателя «Трофейная овчарка». Ее сюжет, как и повестей «Скирды горят» и «Поезда на рассвете», прост: фашистская оккупация, брошенные на произвол женщины и дети, борьба за жизнь, ожидание возвращения мужей, отцов — защитников и кормильцев, с которыми в холодный и голодный, истерзанный мир беженцев, вдов и сирот придут покой, хлеб и тепло. Но вот оккупация закончилась. В небольшом донбасском шахтерском поселке ждут с фронта мужа и отца мать и сын — маленький, испытавший страх, голод и холод мальчик и усталая, изможденная женщина. Убогая усадьба. Промозглая осень. Болезнь мальчика. Бесконечные дни ожидания. К ним приблудилась бездомная собака. Мальчик отдает ей последние кусочки хлеба, в ответ собака отдает ему свое тепло, ласку и «преподносит» бесценный подарок — своего щенка — «теплый тугой мячик», которого он назвал Снежком. Ласковый, добрый Снежок согревает души и сердца уставших от беззащитности и жестокости военного времени людей.

Война идет к концу. Скоро, разгромив врага, вернется с фронта отец, вернутся другие фронтовики и сразу начнется другая жизнь — нормальная, солнечная, теплая и счастливая. Но первым с фронта вернулся сосед Черновол — сытый, в хромовых сапогах, с грузом трофейного добра, который призвана сторожить тоже трофейная немецкая овчарка. Однажды, стоило мальчику и женщине лишь на мгновение потерять бдительность, собака, понимающая только немецкие команды, бросилась на беззащитного щенка и убила его. Надо ли говорить, что и овчарка, и ее хозяин — это образы, пришедшие в нашу современность из далеких сороковых?  Черновол не фашист, он тоже фронтовик, но, как хапуга и рвач, он из тех «кому война, а кому мать родная» — символ зла, убивающего добро, красоту и мир. Этот символ был не только возрожден через десятилетия, он стал на Украине реальностью. Гудит под фашисткой поступью бравых молодцев, одетых в натовскую форму и обутых в натовские ботинки, земля богатой и плодородной Украины с ее миллионным добрым, трудолюбивым и прекрасным народом. Но в одночасье под долгим воздействием натовской пропаганды этот народ потерял бдительность. Ситуация в сегодняшнем Донбассе — прямая параллель с сюжетом военных повестей Евгения Куренного. Здесь писатель выступает как пророк. Снова беженцы многострадального Донбасса — женщины и дети, массовые убийства, разрушенные дома, терроризм. На рукавах и касках бендеровских наследников символы — паучьи свастики и молнии, готовые испепелить все живое.

Евгений Евстафьевич — писатель, правдивый до самого донышка души, намеренно избегает «закрутки» сюжетов, не пытается привлечь внимание довольно большого числа читателей, ищущих в чтении чего-нибудь «поострее», усилить выброс адреналина. Его кредо — в жизни простой и сложной. Жизнь проста в своем внешнем облике: рождение, детство, юность, зрелость, старость, уход. Сложна в своей глубине: за свою обычную календарную жизнь человек проживает множество жизней — добрых и злых, светлых и темных, счастливых и несчастных. И тот, кто читал три вышеназванные повести Евгения Куренного, а также другие произведения, вошедшие в сборники «Цветы и камни», «Кондратово новоселье», «Байкала родовая ветвь», «Подорожье», «Охота на тайменя», повесть «Осенняя сухмень», детские сказки «Осетровая уха», «Громобой-перо» и другие, согласится со мной — Куренной — писатель, объединивший в себе писателя-лирика и писателя-сатирика, писателя-бытописателя и писателя-философа, писателя-романтика и писателя-натуралиста. Эту многогранность, это многоцветие таланта писателя еще в начале его творческого пути увидел и отметил писатель — ветеран Великой Отечественной войны Григорий Кобяков: «Автор обладает счастливым художественным даром: у него драма и лирика, горечь и улыбка, высокое и самое обыкновенное шагают рядом, живут в обнимку».

Именно эти многогранность и глубина творчества, с которыми созданы все произведения писателя, привлекают к нему сотни, тысячи книголюбов, людей разных поколений, разных социальных слоев, и никого не оставляют равнодушным.

Российский писатель Евгений Куренной был смелым, сильным и мужественным человеком. Но выдержало бы его доброе, светлое, чистое, отзывчивое и ранимое сердце сегодняшнюю ситуацию на его горячо любимой родине?

Автор: Борис МАКАРОВ, член Союза писателей и журналистов России, заслуженный работник культуры Российской Федерации и Агинского Бурятского округа, почетный гражданин Читинской области.

Последние новости

24 июня в Костроме в рамках выездного заседания Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи РФ члены совета провели мастер-класс для районных СМИ Костромской области. В мероприятии приняли участие 23 главных редактора районных газет.
26.06.2017 22:51 /
Июнь 2017 года выдался для Союзного государства богатым на крупные мероприятия. Уже состоялись заседание союзного Совмина в Санкт-Петербурге, сессия Парламентского собрания в Минске, совместная коллегия МИДов в Москве. Впереди — Высший Госсовет и четвертый Форум регионов Белоруссии и России в российской столице. Кроме того, 25 июня исполнилось 25 лет со дня установления дипломатических отношений между двумя странами, а 3 июля — День независимости Белоруссии. Посол Белоруссии в Москве Игорь Петришенко рассказал в интервью РИА Новости об актуальных проблемах, стоящих перед двумя странами и о перспективах развития двусторонних отношений.
26.06.2017 22:38 /
Июньское утро вчерашнего дня в Издательском доме «Липецкая газета» началось с веселой журналистской зарядки, на которую вышли более полусотни редакторов, корреспондентов, полиграфистов. Вместе с инструктором под музыку коллеги выполняли комплекс несложных физических упражнений, получая заряд бодрости на весь рабочий день.

26.06.2017 22:36 /
В рамках подписной кампании Почта России выпустила «Подарочные карты на подписку» номиналом 1000 рублей, использовать которые можно до 31 декабря 2017 года на сайте podpiska.pochta.ru.

26.06.2017 22:33 /
Весёлые и неугомонные, задорные и креативные, смелые и талантливые, любознательные и активные, трудолюбивые и старательные – наши земляки так не похожи друг на друга, но одно их точно объединяет - возраст. Все они - МОЛОДЫЕ!
Архив новостей



АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета